Черноморское побережье района Туапсе начало осваиваться человеком более 5 тысяч лет назад. Тогда на берега Кавказа пришли племена дольменостроителей.

В античные времена возникают греческие колонии. Это были остановочные пункты, в которых мореплаватели могли отдохнуть после изнурительного морского перехода. Самое древнее письменное упоминание о Туапсе относится к IV–II векамдо н.э. Греки называли это место Топсида.

Потом туапсинские берега были опустошены гуннами. За ними появились византийцы, принесшие на побережье христианство. Одновременно с ними сюда стали проникать славяне.

В XIII веке орды Чингиз-хана испепелили все поселения Черноморского побережья Кавказа. Археологи до сих пор при раскопках находят плоские стрелы монголо-татар.

В XV столетии побережье захватили турки. Они вывозили рабов на рудники, лес и шкуры животных. Турция же принесла на побережье ислам.

После подписания Адрианопольского мирного договора в 1829 году восточное побережье Черного моря от устья реки Кубань до форта св. Николая отошло к России. Русские начали осваивать новые земли. Однако они столкнулись с ожесточенным сопротивлением местных жителей.

Россия в 1838 году начинает строить Черноморскую береговую укрепленную линию. Она состояла из нескольких небольших фортов, расположенных в устьях рек, в удобных бухтах и в местах, где к морю выходили горные тропы, ведущие через перевалы на Кубанскую равнину. Так на месте современного города Туапсе возник Вельяминовский форт, просуществовавший около года.

В 1840 году Вельяминовский форт был восстановлен. Но и после этого Береговая линия оказалась не в состоянии осуществлять контроль над горцами.

Главные силы русской армии в те годы были направлены против Шамиля. Начавшаяся в 1853 году Крымская война не только затормозила завоевание Западного Кавказа, но и вынудила русских разрушить и покинуть все укрепления Черноморской береговой линии.

Уход русских оживил связь горцев с турками и англичанами. Туапсе превращаются в эти годы в довольно бойкие торговые поселения. По сути дела, в работорговую факторию.

В 1859 году стремительным морским десантом под командованием майора Левашова пункт торговли оружием и невольниками, устроенный турками в Туапсе, был уничтожен.

Завершающий этап завоевания Кавказа завершался четырьмя отрядами, перешедшими Главный Кавказский хребет. На Туапсе наступали войска под командованием генерала Геймана. Ожесточенные бои с горцами проходили здесь в октябре 1863 года. Но, несмотря на сопротивление, становилось ясно, что участь Западного Кавказа решена. Местные жители начали эвакуироваться в Турцию. Только по официальным данным, в те годы было переселено около 500 тысяч адыгов, убыхов, шапсугов. Особенно много людей покидало свои земли через Туапсе.

22 февраля 1864 года отряд генерала Геймана дошел до Туапсе и овладел развалинами форта Вельяминовского. После этого депортация горцев развернулась с утроенной силой.

Наконец побережье покинул последний беженец. За время депортации солдаты Геймана восстановили форт Вельяминовский. Но теперь это был уже не форт, а пост. Вокруг поста стал складываться посад.

27 июня 1867 года был образован Черноморский округ в составе Кубанской области. Самым большим в округе оказался Вельяминовский отдел (он же Туапсинский). С 1875 года в Туапсе появилось упрощенное городское управление.

Толчок для дальнейшего роста Туапсе получает после строительства дороги Новороссийск — Сухуми. В 1897 году Вельяминовский посад был переименован в городской посад Туапсе. Он стал окружным центром Черноморской губернии.

В начале 20 века город стал быстро расти. Этому способствовало строительство железной дороги через Гойтхский перевал, которая соединила Туапсе с Армавиром.

Инициатива по строительству железной дороги Туапсе-Армавир, сооружению порта-убежища и созданию Варваринского училища принадлежала А. Н. Кривенко — видному общественному деятелю, старосте города Туапсе. За те усилия, которые этот человек приложил для преобразования города, одна из станций железной дороги была названа в его честь — Кривенковская.

В 1914 году началось строительство черноморского участка железной дороги. Первая очередь, связавшая Туапсе и Сочи, была открыта в 1916 году. Полностью закончить строительство удалось лишь в 30-е годы. В 1916 году Туапсе официально объявляется городом.

9 марта 1918 года в Туапсе была установлена Советская власть. Началась гражданская война. Её события не могли не отразиться на таком важном транспортном узле.

19 июня 1918 года на траверзе мыса Кадош погиб эскадренный миноносец «Керчь». Он был последним из кораблей Черноморской эскадры, затопленной по приказу В. И. Ленина в Цемесской бухте. 1 сентября 1918 года городом штурмом овладела Таманская армия.

С 1920 по 1930 годы Туапсе начинает развиваться как портовый город. Для этого были созданы все условия. Железная дорога, проложенная ещё в 1914 году через Гойтхский перевал, и морской порт, который в состоянии был принимать суда всех существующих типов. В годы первых пятилеток были построены нефтеперерабатывающий и судостроительный заводы. Проложен нефтепровод Грозный — Туапсе и смонтирован нефтяной пирс. Причем нефтепровод был спроектирован знаменитым инженером Шуховым.

Во время Великой Отечественной войны фашисты, наступавшие на Майкопском направлении, предприняли ряд атак, чтобы овладеть городом. С самого начала активных боевых действий Туапсе подвергался массированным бомбардировкам.

Особенно тяжелым периодом боевых операций была битва на подступах к Туапсе в октябре — ноябре 1942 года. Она получила название Туапсинской оборонительной операции. Фашистское наступление было остановлено на рубеже гор Индюк и Семашхо.

После войны благодаря самоотверженному труду жителей город за короткое время был восстановлен из руин и пепла. Фактически отстроен заново.